Пропустить навигацию.
Главная

Зарождение мюзиклов в России

Современные российские мюзыклы богаты на предшествующую им предысторию. Пока мюзик-холлы Лондона и Нью-Йорка были переполнены желающими, в нашем государстве мюзикл воспринимался как «отголоски загнивающего Запада». Хотя, напрочь отказываться от культурного прогресса никто не стал, но, не забывая о самобытности, многие предпочли свой особенный путь.
Все еще началось в 30-е годы минувшего века, когда в советской кинематографии мюзикл был самым затребованным жанром. Только его тогда называли иначе: музыкальная комедия. Из Америки на просторы России мюзикл привез известный советский кинорежиссер Григорий Александров, но при этом подражать американским «прародителям» не стал.

Настолько было могучим творчество Александрова и Дунаевского, что они создали вполне реальный собственный шедевр. Так, первопроходцами жанра стали легендарные «Веселые ребята», где авторы умудрились совместить воедино русскую самобытность и опыт Голливуда. Иные киноленты Александрова ничуть не уступали по популярности, а то и попросту «переплевывали» американские картины.
Следующий этап общеизвестности мюзиклов пришелся на 60-е годы, время, когда в кинотеатрах транслировались сразу несколько западных образцов – «Моя прекрасная леди», «Оливер!», «Смешная девчонка». Они преподнесли новый виток фантазии отечественных режиссеров, которые, копируя своих западных коллег, создали серию музыкальных фильмов, самыми удачными среди них по праву считаются «Мелодии Верийского квартала» и «Небесные ласточки». Целым направлением в музыкальном кино стали ленты Марка Захарова, разработанные в тандеме с композитором Геннадием Гладковым, а также драматургом Григорием Гориным. При этом в театре мюзиклы успешно замещала оперетта.
В те же годы режиссер Воробьев и композитор Колкер создали мюзикл, взяв за основу материалы русской драматургии. Мюзикл «Свадьба Кречинского» по праву считается заметным событием, но, как известно, не имел должного продолжения. Схожими с мюзиклом оказались и музыкальные постановки Марка Захарова в московском театре «Ленком»: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль» и процветающая доныне «Юнона и Авось», проложили путь российской рок-опере. «Ленкомовские» спектакли на целые десятилетия стали главными «подражателями» российского мюзикла, успешно заменив собой иностранные аналоги.